Бхагавад Гита | Подкаст
с комментариями Парамахамсы Шри Свами Вишвананды
читает
Свами ВишваШарадаАнанда
Введение
Введение и открывающие молитвы.
Глава 1 | Арджуна Вишаада Йога
Гита начинается с краткого описания событий, происходящих на поле битвы Курукшетра, и перечисления главных воинов обеих армий. Звук раковин и бой барабанов возвещают начало ужасной битвы.
С этого момента внимание зрителя переносится на Арджуну и Кришну. Готовый вступить в бой Арджуна просит Кришну вывести колесницу на середину поля чтобы ближе увидеть тех, с кем ему предстоит сражаться.
В стане врага он видит родственников, друзей и почитаемых старейшин. Увидев тех, кто когда-то был очень дорог ему, Арджуна теряет свою решимость. Он перестает видеть смысл в этой битве которая неминуемо разрушит его семью.
Переполненный состраданием к врагам Арджуна приходит в смятение. Он не понимает, что он должен делать и изливает свои сомнения Кришне. Арджуна уверен, что такая война не может быть праведной. Он несколько раз повторяет, что убийство родственников ради приобретения царства принесет только несчастья.
Заканчивается глава тем, что Арджуна в отчаянии откладывает лук и отказывается сражаться.
Глава 2 | Душа вечна
Несмотря на призыв Кришны стряхнуть с себя напавшую на него слабость, Арджуна продолжает повторять, что он не хочет сражаться. В конце концов, осознав свое беспомощное состояние, Арджуна предается Кришне и просит Его сказать, что ему делать.
С этого момента Кришна принимает на себя роль сатгуру и рассказывает ему о природе высшего я – атме, находящейся внутри каждого живого существа. Он говорит о том, что атму невозможно убить, что она вечна и находится за пределами этого материального мира. Так же как мы снимаем старую одежду и одеваем новую, душа оставляет старые тела и входит в новые. Будучи кшатрием, воином, у Арджуны не должно быть никаких сомнений по поводу выполнения своей дхармы, так как на самом деле никого просто невозможно убить.
После того как Арджуна утвердился в этом понимании, Кришна переходит к объяснению одной из самых фундаментальных концепций Гиты – карма йоге.
Глава 3 | Карма йога
Кришна рассказывает, что высшей цели – осознания души (реализации) – нужно достигать через карма йогу, то есть выполнение своих обычных обязанностей в состоянии непривязанности. Затем он подробно объясняет шесть элементов карма йоги, которые должны полностью перевернуть отношение человека к своей деятельности и сделать выполнение своих обычных обязанностей мощнейшей духовной практикой, которая стирает всю карму и дарует освобождение:
– нишкама («без желаний»): бескорыстно;
– ягна: каждое действие – ритуал для Бога;
– дхарма: мотив действий – исполнение своей дхармы;
– лока санграха: мотив действий – благо мира;
– гуны: в материальном мире действуют только гуны;
– деятель: Бог, гуны выполняют Его волю.
В заключение Кришна объясняет, что главным врагом карма йога является желание, и передает сокровенное знание о том, как его победить.
Глава 4 | Йога различения разных видов знания
В этой главе Кришна познакомит вас с пятью видами духовного знания:
- об учении, которое передает Кришна,
- о самом Кришне, и здесь Он впервые приоткроет свою природу Аватара,
- о материальном мире (гунах, карме, деятельности человека),
- о деятельности человека как ягне или жертвоприношении,
- о Гуру, о том кто это и как через него происходит передача духовного знания. Это единственное место во всей Бхагавад-гите, где описывается роль Гуру и как строить отношения с ним.
Глава 5 | Карма саньяса йога
Заключительная из трех глав (3, 4, 5) Бхагавад-гиты, посвященных карма-йоге. Главный вывод: истинный карма йог и саньясин – это тот кто не привязан к плодам своей деятельности, а не тот кто не выполняет свои обязанности, даже если он отрекся от мира и живет в пещере.
В этой главе Кришна объясняет, чем различаются пути карма и гняна йоги, какие качества развиваю в себе карма-йоги, как душа и Бог связаны с деятельностью человека в майе, что такое бесстрастие, что такое дхьяна йога и открывает тайну, что Он является ДРУГОМ всех существ, который постоянно заботится о них…Кто осознал это – навсегда обретает уверенность и покой.
Глава 6 | Кришна объясняет медитацию
В предыдущих главах Кришна подробно объяснил суть карма йоги, практикуя которую йог достигает внутреннего покоя, являющегося необходимым условием для следующего этапа – медитации, дхьяна-йоги. На этом этапе ум обращается внутрь и устремляется напрямую к душе и к Богу.
В этой главе подробно объясняется природа ума (почему он наш самый большой и друг и, в то же время, враг), даются подробнейшие инструкции:
– а) как подготовиться к медитации еще до того как вы сели в медитацию (без чего медитация в принципе невозможна!) и
– б) как медитировать.
Затем Кришна описывает этапы, которые проходит практикующий в медитации, и что чувствует йог на высших ступенях медитации.
В заключение Кришна называет качества практикующего медитацию йога, которого он считает наивысшим. Это бхакти йог: тот, кто любит Бога, верит Ему и полностью предался Ему.
Глава 7 | Практическое знание о том, как постичь Кришну
Эта глава открывает новый раздел внутри Бхагавад-гиты, раздел учения о бхакти йоге, самую большую драгоценность Бхагавад-гиты.
Сначала Кришна начнет открывать нам тайну о том, кто же на самом деле Он такой и каким невероятным образом Он устраивает все в этом мире.
Затем Кришна открыто приступит к самой главной теме – теме отношений с Ним: какие отношения с Ним возможны, как их выстраивать и каким законам они подчиняются.
В конце главы Кришна расскажет о секрете как его узнать, когда Он по своей милости приходит в этот мир, и почему это так сложно для большинства людей.
Глава 8 | Путь достижения вечной обители нетленного Брахмана
Потрясающая глава, которая в очередной раз переворачивает сознание читателя тем, что побеждает самый большой страх человека – страх смерти.
Она состоит из трех разделов:
1. Качества Бога
продолжение знакомства с Богом, где мы узнаем 6 главных качеств Бога, которые открывают Его нам, и первое из них – что Он за пределами смерти (акшара Брахман).
2. Закон великого перехода:
а) в момент оставления тела открывается ценнейшая возможность достичь Бога, смерть – это дверь к Богу,
б) дается подробная техника как это сделать и техника подготовки к этому (Гуруджи передает ее как Атма крия йогу).
3. Побег из тюрьмы материального мира:
а) что материальный мир – это ТЮРЬМА, обитель страданий, западня для воплощенной души, что душа бесконечно будет менять тела и страдать в них пока не выберет своей главной целью жизни достичь Бога и
б) что достичь Его по-настоящему можно только через любовь и преданность Ему, они – единственные проводники, кто показывают выход и выводят из этой тюрьмы.
Глава 9 | Раджа видья – раджа гухья йога
Секрет преданности: царственное знание – царственная тайна.
Эта одна из самых нектарных глав БГ, поскольку раскрывает суть и передает красоту и очарование бхакти.
Начинается она с того, что знание о бхакти – самое сокровенное, потому что бхакти (любовь к Богу) – цель всего мироздания.
Затем дается знание об объекте любви, Боге: о Его непознаваемой сверх естественной природе, о Его отношениях с миром и с человеком. Кришна еще раз ставит читателя перед выбором кому поклоняться: Ему, единому всемогущему Богу, или полубогам, и объясняет последствия выбора.
После этого Кришна произносит самые сокровенные и трогательные слова о том, как поклоняться Ему. Что это очень просто – нужно лишь искренне, с любовью и от всего сердца предложить Ему цветок, листок, плод и воду – и Он всегда придет и с радостью примет такое подношение. Лишь искренней любовью можно привлечь Кришну.
Дальше Кришна рассказывает о том, как превратить каждое наше действие в поклонение Ему и дает нам обещание, что Он всегда лично будет с теми, кто будет так любить Его и поклоняться Ему.
Глава 10 | Путь к Богу (йога) через познание славы (вибхути) и великолепия Господа
Это одна из самых образных и поэтических глав БГ. В начале главы Кришна прямым текстом раскрывает секрет пробуждения абсолютной преданности Богу: это получение знания о том, кто такой Кришна, и о том, что все есть Кришна! Тогда бхакти естественным образом просыпается и растет в человеке. Далее Кришна рассказывает про бхакт-преданных: что они делают и через какие этапы получения знания о Кришне они проходят.
После этого Арджуна, который к этому моменту окончательно понял, что перед ним Нараяна, просит Его открыть тайну познания Бога: о какой форме Бога ему помнить и на какую форму медитировать, чтобы по-настоящему достичь Кришны? (Вопрос именно о форме, потому что Арждуна уже усвоил из предыдущих глав, что главный способ один – это однонаправленная концентрация с любовью на Кришне).
Ответ Кришны – 20 шлок с водопадом множества прекрасных божественных форм-образов, и простым правилом в конце: все, что ты видишь, Арджуна, – это напоминание обо Мне, так как к какому бы множеству ни принадлежал субъект или предмет, который ты видишь, знай, что самый лучший представитель этого класса субъектов/предметов, который максимально выражает их суть и качества – это Я, Кришна. И весь этот мир со всем его великолепием Я поддерживаю лишь мельчайшей частичкой Себя.
Глава 11 | Вишварупа Даршана йога
В этой главе Господь открывает себя Арджуне: “то, что ты должен увидеть, не могут видеть человеческие глаза, но существует сокровенное Божественное зрение, и это зрение Я даю тебе сейчас. Узри Мою божественную силу”.
Вместе с Арджуной вы сможете узреть Вишварупу Господа Кришны, прочувствовать то, что пережил Его близкий друг, который, узрев эту форму Господа, предался Его стопам.
Глава 12 | Бхакти йога
Существует вечный спор о том, что лучше: Бхакти Марга (путь бхакти) или Гняна Марга (путь знания)? Бог-личность или Бог без формы? Сагуна или Ниргуна?
Кришна отвечает Арджуне:
“Превыше всего дороги Мне те преданные, кто избирают Меня своей единственной наивысшей целью и следуют этой цели в точности исполняя бессмертное учение Дхармы, здесь описанное”.
Глава 13 | Йога поля и знающего поле
В данной главе речь идет о поле деятельности человека.
Поле деятельности – это наше тело.
Познающий поле – наша душа.
Знающий все поля – Кришна.
Это глава об истинном знании, которое приобретает человек в ходе познания; о том, как выйти за пределы Майи и обрести бессмертие.
Глава 14 | Тройственная природа мироздания
В главе объясняются три гуны: саттва, раджас и тамас, которые обладают разными свойствами и по-разному привязывают душу воплощённого существа к этому материальному миру.
Кришна помогает Арджуне определить, какая гуна в нём преобладает, рассказав о поведенческих моделях, которые запускает каждая гуна.
Наивысшее состояние бытия – это выйти за пределы всех гун. Это состояние легко достижимо для того, кто обладает непоколебимой преданностью Кришне.
Глава 15 | Йога Верховной Личности
В этой главе весь мир и человек сравниваются с бесконечным лабиринтом дерева ашватха.
Человек гоняется за материальными плодами своей деятельности как за побегами, растущими на этом дереве. Но эта гонка бесполезна. Выход только один – топором отречения срубить это дерево и предать себя его Создателю – Верховной Личности Бога.
Кришна рассказывает, кто Он такой и как можно достичь Его.
Глава 16 | Божественные и демонические натуры
Поведав о природе людей, их происхождении, о затруднительном положении, в котором они находятся, и их высшей цели, Кришна кратко описывает основные черты двух видов воплощённых существ:
• праведного человека, Дайва Сампад
• неправедного человека, Асури Сампад
Кришна дает краткий перечень из 26 божественных качеств, которыми может обладать человек.
Далее Он перечисляет качества, по которым можно определить богопротивную природу демонической личности. Кришна подводит итог описанию безбожного человека утверждением, что врата в ад имеют три двери: Вожделение (Желание), Гнев и Жадность. Эти качества являются причиной деградации и разложения человека.
Глава 17 | Йога различения трех видов веры
Не все знакомы с правилами установленными в шастрах, но Богу можно поклоняться даже несмотря на невежество, просто следуя внутренней вере.
Бхагаван Кришна объясняет, что вера человека формируется его внутренней природой и действием трех гун – саттвой, раджасом и тамасом.
В дополнение к этому пища, которую человек ест, его речь, религиозная деятельность, жертвоприношения, аскезы и благотворительность (или ягна, тапас и дхана) также управляются гунами и находятся под их влиянием.
В заключение Кришна говорит Арджуне: действуй из саттвы и следуй священным писаниям. САТ (истина) означает не действовать из тамаса и своих желаний. В противном случае действия будут АСАТ (напрасными, не стоящими усилий).
Глава 18 | Освобождение от материальной реальности
Тот, кто действует бескорыстно, не ради плодов своей деятельности – он настоящий саньяси и отрешенный.
В этой главе подводятся итоги карма, гняна и бхакти йоги.
Кришна говорит о свободе воли человека и о пяти элементах, составляющих каждое действие.
По гунам разбирается ряд понятий, на которые человек опирается в своей жизни: действие, действующий, разум, счастье, решительность.
Кульминация главы – учение о шаранагати (шлоки 65, 66).