Роспись стен часовни в Штеффенсхофе

Джанви – Юдит Хильдебрант

Свами Вишвананде нравится творчество, он любит рисовать. Сразу после того, как главный ашрам Свами Вишвананды в Штеффенсхофе, в Германии, был куплен, я узнала, что там в собственности есть маленькая часовня. Мне сказали, что Свами хочет написать фрески святых на её стенах.

За несколько дней до Рождества я поехала в Штеффенсхоф, так как Свами попросил помочь ему с росписью стен часовни. Несмотря на то, что я художница, у меня не было никаких знаний о написании фресок и икон. И вот, зимним вечером я приехала и увидела свет в часовне: Свамиджи вместе с остальными уже побелил стены и подготовил краски. Я узнала, что церковь планировали инаугурировать 24 декабря. Свами и его помощники за три дня собирались написать 14 больших фигур на стенах, и три из них должны были быть написаны в трудном месте – на потолке. К тому же Свами хотел написать Мадонну с младенцем над алтарем.

Услышав все это, я начала думать о своих внутренних ограничениях. Все, что я услышала, означало, что Свамиджи собирался выполнить за три дня то, что невозможно сделать. Я опытная художница и работала с различными техниками, включая большой формат, как в данном случае, и благодаря этому я научилась работать очень быстро, если это необходимо, но завершение такого большого проекта за такой короткий срок выходило за пределы законов физики. Однако Свами научил меня в этой ситуации, как делать невозможное возможным. Мне пришлось принять то, что такой большой объём работы просто невозможно было выполнить с моей любовью к деталям. На следующее утро после моего приезда в ашрам, Свамиджи собрал небольшую группу из четырех человек, которые должны были ему помогать. Нам приходилось работать в холодной комнате на влажных стенах, которые имели грубую неровную структуру, поэтому мы могли рисовать только в общих чертах. В комнате было тесно из-за ламп, красок и лесов, к тому же у многих из нас не было опыта росписи прямо на стенах. В часовне было так холодно, что пальцы тут же замерзали, а прожекторы были единственным источником тепла.

Один из помощников Свами сделал первый рисунок. Затем меня попросили свободно написать первого святого акриловыми красками. У меня было очень мало опыта с этими красками, но они быстро сохли, что очень помогало. После того как первая фигура была закончена, меня попросили написать лица святых. К моему великому удивлению, это задание я тоже закончила быстро. Я была изумлена тем, как работа выполнялась практически сама собой, пока я следовала технике иконописи Свами. В очередной раз я научилась у него чему-то новому. Однако мои крепко укоренившиеся ограничения снова должны были пройти испытания, когда Свами дал мне задание написать Мадонну с младенцем над алтарем. Для меня это было трудно, поскольку набросок на стене был сделан некорректно. Но даже эта часть работы была закончена в течение последнего часа перед церемонией освящения часовни. Изображение Мадонны с младенцем оставило глубокий отпечаток в моем сердце: это было мое первое изображение Марии в виде иконы, более того, написанное в присутствии Свами Вишвананды. Он очень нас поддерживал все время, что мы расписывали часовню, и мы были опьянены его божественной энергией. Свами с четырьмя своими помощниками на самом деле сотворил чудо: всего за три дня тяжелой работы по 12-14 часов в день часовня была закончена. Когда роспись была завершена, физически я чувствовала себя истощенной, но внутри – счастливой и расслабленной. Свами научил нас тому, как многого мы можем достичь, если будем контролировать ограничения своего ума.

Потом были и другие опыты со Свами, ведь на протяжении следующих двух лет появились ещё две часовни со множеством новых икон. В это время сформировалась группа брахмачариев, и все они были заняты художественной работой. Было все: рисование и написание икон, пение и даже танцы. Наряду с нашим духовным развитием Свами очень поддерживал нашу творческую активность. Он всегда подчеркивал, что творчество также помогает развитию смирения и преданности. Это путь Бхакти Марга.