Шри-Шри Гуру-Таттва

Вопрос 55

«Многие думают, что духовная истина – это просто выдумка, а все дискуссии на темы духовности — пустая болтовня. Как нам сделать верный вывод? Пожалуйста, объясните доступно».

Ответ

«Смотрите, духовные истины — это предмет изучения для нашего ума; это очень тонкие материи, выходящие за рамки этого мира, их можно познать через ощутимые трансцендентные опыты. Но их невозможно постичь ни с помощью обретённых знаний, ни посредством чувств — как познаются все мирские объекты чувств. Обычный недальновидный человек считает трансцендентные принципы выдумкой и ложью, и не придаёт им никакого значения; но на самом деле все они реальны, что было признано великими реализованными мистиками. До тех пор, пока садхака не продвинется на духовном пути, не познает возвышенных приятных чувств, не вкусит успокоительную сладость прохладного и умиротворяющего нектарного потока, он будет считать духовное царство необоснованным плодом воображения. Даже тех садхака бхакт, которые по милости Шри Гуру уже пережили немало возвышенных и сладких трансцендентных чувств, может время от времени поглотить внешнее мирское сознание, и они будут думать: «О, это ничего не значит, это был только временный плод воображения, а не реальность». Да, такие мысли могут появляться у садхаки, когда его терпение, упорство и твёрдость уменьшаются или исчезают. Но послушайте:вы можете сказать, что все прочие элементы духовного царства – ничто, вы можете не придавать им никого значения, и в этом нет никакого вреда; вы можете называть это ложью или воображением, без проблем; но ваш Шри Гурудева, который радует ваши глаза, сидя прямо напротив вас; у чьих стоп вы можете успокоить своё сердце, слушая множество вдохновляющих историй о преданности и трансцендентном знании, Он — не воображаемый. Вы не можете просто взять и отринуть Его как «ложь». Если вы считаете Его существование ложным, то вы сами тоже являетесь всего лишь выдумкой. Разве такая точка зрения не противоречива и невероятна? Так же как вы твёрдо убеждены в собственном существовании, вы убеждены и в истинности существования вашего объекта поклонения — Шри Гурудевы. Поэтому если вы по-настоящему принимаете первый и основной принцип духовного царства, Шри Гурудеву, как объект реальности, то, сохраняя твёрдую веру в Шри Гурудеву, вы постепенно продвинетесь на этом пути и в своё время испытаете и постигнете все прочие истинные реалии. Неверно отвергать возвышенные, сладостные и приятные трансцендентные чувства, считая их ложными и воображаемыми, только потому, что вы сами не можете их испытать. Все они вполне реальны и подтверждены великими реализованными душами, поэтому неуместно не верить в них или пренебрегать садханой, данной Шри Гуру. Помните, что основной фундамент духовного пути — Шри Гурудева, который показывает вам дорогу — это реальность, и все возвышенные, утончённые и чарующие секреты царства трансцендентного экстаза базируются на этом фундаменте, а потому они несомненно также являются истиной. Сейчас мы все — обусловленные души, отождествляющие себя с грубым материальным телом, и все тонкие тайные принципы духовного мира часто ускользают от нас, но если задуматься о них немного глубже, то можно прийти к пониманию, что все грубые удовольствия преходящи. Трансцендентные чувства, проникающие в грубое воплощение – вечны и реальны. Грубое воплощение — это не реальность, оно подвержено изменению, а следовательно — временно. Но трансцендентный поток чувств, которые вызывают Его (Гуру) красота, черты, успехи, характер, слова, сладкая, полная ласки улыбка и очаровательный облик, навечно остаётся неизменным для взора созерцателя. И как бы ни менялось грубое материальное тело под действием законов природы, все эти чувства — «мой Прабху улыбался так», «Он говорил эти сладкие слова с улыбкой», «Он смотрел на меня так умиротворённо, так трогательно» — никогда не померкнут, но навсегда останутся в нашей памяти такими же яркими, как в момент возникновения. Таким образом, если кто-то считает, что «духовная истина — это особенный поток трансцендентных чувств, который должен как минимум однажды проявиться в какой-то форме, чтобы нас впечатлить» — верно ли это? И если да, то как оно проявится? Мы не можем вспомнить ничего, что слышали или видели с помощью наших грубых чувств в наших прошлых рождениях; в настоящем мы вообще не в состоянии этого представить. Поэтому как можно с уверенностью сказать, что мы сможем вспомнить грубую форму, которую воспринимаем сейчас, в этой жизни, в каждом будущем рождении? Итак, вы видите, что желание постичь наивысшую цель духовного мира в грубом проявлении в корне неверно, потому что грубое проявление, которое мы не сможем в точности осознать в наших следующих воплощениях после окончания этой жизни, не играет никакой роли. До сего момента говорилось, что saṃskāra (привыкание) к форме и атрибутам чего-либо, ранее виденного нами, прекрасного и чарующего, пробуждает в нас тягу к постижению этого вечно-нового и вечно-прекрасного. Это рассуждение приводит нас к устойчивому выводу, что поток внутренних чувств к чему-либо прекрасному и чарующему — реален и вечен. И каким бы ни был такой поток чувств, он определённо является кульминацией чего-то, что было осознано в прошлом. Вот главное, что вы должны запомнить: царство трансцендентности — это не обман, воображение или небылица: это объективная истина. Царство трансцендентного экстаза реально, хотя с другой стороны это царство чувств, а чувства в этом временном грубом воплощении, которое постоянно мутирует и изменяется, тленны. Его истинность заключается в bhāva (трансцендентных эмоциях), а не в bhava (материальном существовании). В любой момент bhāva может превратиться в bhava, грубое проявление. Поэтому основа царства духовности — твёрдая вера и преданность вашему воплощённому в настоящее время Шри Гурудеву, а затем по воле Господа в положенное время вы поймёте и осознаете все тонкие и пленительные принципы духовного мира. Это непреложная истина».