Шри-Шри Гуру-Таттва

Вопрос 6

«После какого-то времени следования за своим Гуру и сближения с ним у некоторых учеников появляется чувство, что Гуру их родственник. Это хорошо?»

Ответ

«Если осознание того, что Гуру – это Бог, остаётся непреложным, то с точки зрения преданности благоприятно, если ученик будет относиться к Гуру как к родственнику, такое отношение достойно похвалы. Но если ученик относится к Гуру лишь как к обычному родственнику вместо того, чтобы почитать Его как Бога, это фатальная ошибка, которая приведёт к неприятностям. Нет более весомой причины для падения садхака на духовном пути садханы, чем эта. Из-за неё разрушается весь возвышенный любовный экстаз царства садханы. Каким бы возвышенным садхака ни становился, Гуру остаётся гуру (вышестоящим, наставником), а ученик остаётся лагху (нижестоящим, подчинённым). Когда к Гуру не относятся как к Богу, по-настоящему совершенная сладость равенства в отношениях Гуру-ученик оказывается потерянной. Смотрите, пока у ученика есть твёрдое, непоколебимое понимание того, что Гуру равносилен Богу, ученик может с трепетом подавать Гуру чашку молока, склоняться перед ним с глазами, полными слёз, сидеть у стоп Гуру, глядя на Него широко раскрытыми глазами. Когда Прабху принимает молоко, ученик чувствует, что предложение молока Гуру прошло успешно и считает себя благословлённым и удовлетворённым. Воистину невезуч тот ученик, который отказывается от осознания величия Гуру, потому что слишком долго живёт вместе с Ним, и постепенно его видение искажается. Этот ученик начинает относиться к Гуру как к обычному родственнику и думать: «Почему Ему дают чашку молока, а нам нет? Кажется, мы ничего здесь не значим!» Незрелость сознания такого неблагодарного ученика и его слишком большая близость к Гуру приводят к тому, что ученик может начать воспринимать Шри Гуру как обычного родственника. И тогда вся садхана бхаджана (прим. – духовная практика почитания Бога), которую он получил от Гуру, бесследно исчезает. Исключительная преданность и благодарность Шри Гуру – это фундамент религии. Всевозможные анартхи (нежелательные действия или отношение) садхака вызываются желанием действовать независимо от Гуру, отношением к Гуру как к обычному родственнику и отсутствием благодарности по отношению к Гуру. Чинтамани (женщина лёгкого поведения) показала путь Билавамангале, а Сомагири дал ему посвящение, но вы видите, что во вступительной шлоке «Карнамриты» Билавамангала первой прославляет именно Чинтамани. Вот каким должно быть понимание Гуру.