Бхагавад Гита | Подкаст

С комментариями Гурудева
Свами ВишваШарадаАнанд

читает
Свами ВишваШарадаАнанда


Гурудев с Бхагавад-гитой

Введение

Введение и открывающие молитвы.


Глава 1: Путь Арджуны к Богу через отчаяние

Глава 1 | Арджуна Вишаада Йога

Гита начинается с краткого описания событий, происходящих на поле битвы Курукшетра, и перечисления главных воинов обеих армий. Звук раковин и бой барабанов возвещают начало ужасной битвы. 

С этого момента внимание зрителя переносится на Арджуну и Кришну. Готовый вступить в бой Арджуна просит Кришну вывести колесницу на середину поля чтобы ближе увидеть тех, с кем ему предстоит сражаться.

В стане врага он видит родственников, друзей и почитаемых старейшин. Увидев тех, кто когда-то был очень дорог ему, Арджуна теряет свою решимость. Он перестает видеть смысл  в этой битве которая неминуемо разрушит его семью. 

Переполненный состраданием к врагам Арджуна приходит в смятение. Он не понимает, что он должен делать и изливает свои сомнения Кришне. Арджуна уверен, что такая война не может быть праведной. Он несколько раз повторяет, что убийство родственников ради приобретения царства принесет только несчастья.

Заканчивается глава тем, что Арджуна в отчаянии откладывает лук и отказывается сражаться.


Глава 2: Душа вечна

Глава 2 | Душа вечна

Несмотря на призыв Кришны стряхнуть с себя напавшую на него слабость, Арджуна продолжает повторять, что он не хочет сражаться. В конце концов, осознав свое беспомощное состояние, Арджуна предается Кришне и просит Его сказать, что ему делать. 

С этого момента Кришна принимает на себя роль сатгуру и  рассказывает ему о природе высшего я – атме, находящейся внутри каждого живого существа.  Он говорит о том, что атму невозможно убить, что она вечна и находится за пределами этого материального мира. Так же как мы снимаем старую одежду и одеваем новую, душа оставляет старые тела и входит в новые. Будучи кшатрием, воином, у Арджуны не должно быть никаких сомнений по поводу выполнения своей дхармы, так как на самом деле никого просто невозможно убить.  

После того как Арджуна утвердился в этом понимании, Кришна переходит к объяснению одной из самых фундаментальных концепций Гиты  —  карма йоге.


Глава 3: Карма йога

Глава 3 | Карма йога

Кришна рассказывает, что высшей цели — осознания души (реализации) — нужно достигать через карма йогу, то есть выполнение своих обычных обязанностей в состоянии непривязанности. Затем он подробно объясняет шесть элементов карма йоги, которые должны полностью перевернуть отношение человека к своей деятельности и сделать выполнение своих обычных обязанностей мощнейшей духовной практикой, которая стирает всю карму и дарует освобождение:
нишкама («без желаний»): бескорыстно;
ягна: каждое действие — ритуал для Бога;
дхарма: мотив действий — исполнение своей дхармы;
лока санграха: мотив действий – благо мира;
гуны: в материальном мире действуют только гуны;
деятель: Бог, гуны выполняют Его волю.
В заключение Кришна объясняет, что главным врагом карма йога является желание, и передает сокровенное знание о том, как его победить.


главы с 4-й по 10-ю в процессе озвучания


Глава 11: Вишварупа Даршана йога

Глава 11 | Вишварупа Даршана йога

В этой главе Господь открывает себя Арджуне: «то, что ты должен увидеть, не могут видеть человеческие глаза, но существует сокровенное Божественное зрение, и это зрение Я даю тебе сейчас. Узри Мою божественную силу».

Вместе с Арджуной вы сможете узреть Вишварупу Господа Кришны, прочувствовать то, что пережил Его близкий друг, который, узрев эту форму Господа, предался Его стопам.


Глава 12 | Бхакти йога

Существует вечный спор о том, что лучше: Бхакти Марга (путь бхакти) или Гняна Марга (путь знания)? Бог-личность или Бог без формы? Сагуна или Ниргуна?

Кришна отвечает Арджуне:
«Превыше всего дороги Мне те преданные, кто избирают Меня своей единственной наивысшей целью и следуют этой цели в точности исполняя бессмертное учение Дхармы, здесь описанное».


Глава 13: Кшетракшетраджна йога

Глава 13 | Йога поля и знающего поле

В данной главе речь идет о поле деятельности человека.
Поле деятельности — это наше тело.
Познающий поле — наша душа.
Знающий все поля — Кришна.

Это глава об истинном знании, которое приобретает человек в ходе познания; о том, как выйти за пределы Майи и обрести бессмертие.


Глава 14: Гунатрая Вибхага йога

Глава 14 | Тройственная природа мироздания

В главе объясняются три гуны: саттва, раджас и тамас, которые обладают разными свойствами и по-разному привязывают душу воплощённого существа к этому материальному миру.

Кришна помогает Арджуне определить, какая гуна в нём преобладает, рассказав о поведенческих моделях,  которые запускает каждая гуна.

Наивысшее состояние бытия – это выйти за пределы всех гун. Это состояние легко достижимо для того, кто обладает непоколебимой преданностью Кришне.


Глава 15: Пурушоттама йога

Глава 15 | Йога Верховной Личности

В этой главе весь мир и человек сравниваются с бесконечным лабиринтом дерева ашватха.

Человек гоняется за материальными плодами своей деятельности как за побегами, растущими на этом дереве. Но эта гонка бесполезна. Выход только один — топором отречения срубить это дерево и предать себя его Создателю — Верховной Личности Бога.

Кришна рассказывает, кто Он такой и как можно достичь Его.


Глава 16: Дайваасурасампад Вибхага йога

Глава 16 | Божественные и демонические натуры

Поведав о природе людей, их происхождении, о затруднительном положении, в котором они находятся, и их высшей цели, Кришна кратко описывает основные черты двух видов воплощённых существ:
• праведного человека, Дайва Сампад
• неправедного человека, Асури Сампад

Кришна дает краткий перечень из 26 божественных качеств, которыми может обладать человек. 

Далее Он перечисляет качества, по которым можно определить богопротивную природу демонической личности. Кришна подводит итог описанию безбожного человека утверждением, что врата в ад имеют три двери: Вожделение (Желание), Гнев и Жадность. Эти качества являются причиной деградации и разложения человека.


Глава 17 | Йога различения трех видов веры

Не все знакомы с правилами установленными в шастрах, но Богу можно поклоняться даже несмотря на невежество, просто следуя внутренней вере.

Бхагаван Кришна объясняет, что вера человека формируется его внутренней природой и действием трех гун — саттвой, раджасом и тамасом.

В дополнение к этому пища, которую человек ест, его речь, религиозная деятельность, жертвоприношения, аскезы и благотворительность (или ягна, тапас и дхана) также управляются гунами и находятся под их влиянием.

В заключение Кришна говорит Арджуне: действуй из саттвы и следуй священным писаниям. САТ (истина) означает не действовать из тамаса и своих желаний. В противном случае действия будут АСАТ (напрасными, не стоящими усилий).


Глава 18: Освобождение от материальной реальности

Глава 18 | Освобождение от материальной реальности

Тот, кто действует бескорыстно, не ради плодов своей деятельности — он настоящий саньяси и отрешенный.

В этой главе подводятся итоги карма, гняна и бхакти йоги. 

Кришна говорит о свободе воли человека и о пяти элементах, составляющих каждое действие.

По гунам разбирается ряд понятий, на которые человек опирается в своей жизни: действие, действующий, разум, счастье, решительность.

Кульминация главы — учение о шаранагати (шлоки 65, 66).