Шри-Шри Гуру-Таттва

Вопрос 15

«Как следует понимать взаимообмен между Гуру и учеником?»

Ответ

«Истинный Гуру никогда не зависит от своих учеников, Он всегда зависит только от Бога. Тот, кто однажды повернул своё лицо к Господу, никогда не откажется от такой зависимости и даже во время великих бед не попадёт в зависимость от ученика. Ученик тоже знает, что его Гурудева зависит только от Бога, поэтому оказывает Ему великие почести. Если Гуру зависит от ученика, и если ученик тоже так считает, полагая, что делает Гуру одолжение, давая Ему деньги, это значит, что они оба забыли свою сварупу (истинное положение). Гуру утратил свою зависимость от Господа, а ученик перестал расценивать себя как слугу. Когда происходит взаимообмен, и Гуру, и ученик должны помнить о том, кто является «севья» (объектом служения), а кто «севака» (слугой), и если всё идёт правильно, то разлада не случится. Следуя своему обещанию, данному в Гите (ananyāś chintayanto māṁ ye janāḥ paryupāsate teṣāṁ nityābhiyuktānāṁ yoga-kṣemaṁ vahāmyaham – «Тем людям, которые, медитируя на Меня одного, поклоняются Мне с неизменной преданностью, Я даю то, чего им недостаёт, и сохраняю то, что они уже имеют» (Бхагавад Гита, 9.22)), Господь лично заботится обо всех жизненных нуждах Своих вечных преданных спутников или «маха-пуруш». Думаете, если послушный ученик захочет угостить Шри Гурудева вкусной едой или подарить Ему красивую одежду, то Шри Гуру будет превозносить его до небес? Нет. Или ученик подумает, что он сделал великое благо Гуру? Нет. Такого подхода быть не должно. Мы должны понимать, что Господь изъявил желание что-то дать Гурудеву. Это желание возникло в сердце ученика, который полагает, что он «просто посредник Господа». Я могу своими руками, в качестве служения, передать Гуру этот подарок Господа, если Шри Гурудева его примет, это будет моей большой удачей. Может ли ученик по большому счёту хоть что-то дать своему Гуру? Гуру при этом думает так же: «Эта вещь мне была нужна, и Господь дал её мне, используя в качестве посредника этого ученика». Если же он подумает: «Ученик дал это мне», то Его зависимость от Господа ослабнет, и Он уже не сможет любить своего ученика всем сердцем. Потому что сегодня ученик смог дать Ему что-то, а завтра, возможно, у него уже такой возможности не будет, и тогда любовь Гуру к ученику может уменьшиться. Поэтому я говорю, первопричиной взаимообмена между Гуру и учеником должна рассматриваться воля Господа. Постоянно преданный ученик может принести всё необходимое в дом Гуру, считая себя слугой и простым посредником, и при этом ощущая себя благословлённым и удовлетворённым. Послушай, Баба, у тебя не должно быть никакого недопонимания в этом вопросе».