Шри-Шри Гуру-Таттва

Вопрос 65

«Правда ли, что для садхака нет другого пути, чтобы взрастить трансцендентные знания и преданность, кроме принятия Гуру? Мы видим, как некоторые ученики принимают великие души как своих Гуру на некоторое время, а потом теряют в них веру. Как может такой неблагодарный ученик рассуждать о трансцендентном знании и продвигаться по пути преданности?»

Ответ

«Понятно, что достижение каких бы то ни было знаний зависит от учений и наставлений по данной теме. Что касается трансцендентных знаний и извечных принципов, то мы видим, что у людей во всём мире кто-то один пользуется авторитетом; они считают его превосходящим их самих и так взращивают свои трансцендентные знания и преданность. Если человек никого не считает выше себя, то он никогда не продвинется на пути трансцендентных знаний и преданности.  По сути в таком случае трансцендентные знания даже невозможно обсуждать! Следовательно, если вы хотите получить знания о чём-то, вам нужно принять кого-то как авторитет в этом вопросе — это само собой разумеется. Признание кого-то главным на духовном пути называется «Гуру-карана» или принятие духовного учителя. Не будет преувеличением сказать, что абсолютно невозможно получить трансцендентные знания и преданность без принятия Гуру. И, как я уже говорил, считать кого-то своим Гуру — значит действительно принять Гуру, а принятие Его учений и посвящения уже второстепенно. Поэтому так важно принять великую душу, обладающую высокими человеческими качествами, как авторитет в вопросах трансцендентного знания и служения, а также бережно поддерживать и укреплять свою преданность. Если вы чувствуете, что какой-то человек является для вас авторитетом, не теряйте этого чувства. Если вы считаете, что кто-то, кем бы он ни был, превосходит вас — пока ваша вера непоколебима, Господь будет проявляться перед вами посредством Своей ачарья-шакти. Вы читали в Махабхарате, как Экалавья достиг совершенства в практике просто приняв глиняную статую Дроны как своего Гуру. Если по несчастью концентрация ученика на своём возлюбленном божестве уменьшается, хотя он и принял кого-то как учителя, то такая Гуру-бхакти имеет дефект в самом корне. Глубоко поразмышляйте об этом, тогда вы сможете понять, что особая ценность сосредоточенности на любимом божестве или истинной преданности Гуру в том, что она растёт день ото дня, не уменьшаясь. Вы уже знаете, что ученик не должен критиковать действия Шри Гурудевы или Его характер. Принимайте все черты Его характера и поступки, которые повышают вашу преданность, а если заметите что-то иное (в Его характере или действиях), не критикуйте. Вкратце, вы должны запомнить, что через Гуру-осознанность ученика проявляется ачарья-шакти Господа. Милосердный Господь даёт обусловленным душам Гуру-осознанность и с её помощью учит их знаниям о Всевышнем и преданности. Так Он ведёт обусловленные души к Своим Лотосным Стопам. Таким же образом вы можете считать меня своим авторитетом и развивать Гуру-осознанность, направив её на меня, а я буду просто служить инструментом для укрепления вашей преданности. Однако вы не знаете, сколько во мне плохого и злого. Однажды ученик сказал мне: «Прабху, зачем нам видеть и находить в тебе что-то плохое? Можем ли мы найти в тебе недостатки? Мы же знаем: yadyapi āmāra guru śuṇḍi bāḍi yāya; tathāpi āmāra guru nityānanda rāya – «Даже если мой Гуру идёт в бар, Он по-прежнему Господь Нитьянанда». Я ответил ему: «Нет, нет, не говори так. Это очень высокий уровень. Если кто-то на самом деле может так говорить, то он уже не от мира сего. Ему больше нечему учиться, он способен жить в высших мирах». Я не понимаю характер людей. Люди, считающие меня своим Гуру, в один прекрасный день могут перерезать мне горло. Вы наверное знаете, что один из ближайших учеников Иисуса Христа отправил Его на распятие. Если по несчастью Гуру-осознанность ученика уменьшиться, и он начнёт отвергать своего Гуру, то его путь к достижению духовных знаний и преданности будет закрыт навеки. Такой неблагодарный ученик гораздо более опасен, чем дикое озлобленное животное».