Сатсанг в саду ШПН 24.08.2020

Вопрос: Когда у нас возникают новые идеи, мы предлагаем всё лучшие и лучшие варианты их воплощения. Как осознать, где начинает проявляться эго, чтобы вовремя остановиться?

Ответ: На самом деле в этом нет эго. Идеи рождаются постоянно, и вы должны стремиться к совершенству. Если всегда действовать по старинке, это ни к чему не приведёт. Новые идеи совсем не обязательно связаны с эго: в ваших силах оставаться кроткими. Ваша задача — постоянно смотреть вперёд. Но что такое эго? Эго – это ваше отношение к самому себе, ваше самовосприятие. Когда в человеке поднимается гордыня, он думает только о себе, не зная умиротворения. А вместе с эго неизменно возникает страх и чувство неуверенности, которое мешает продвижению. Под действием гордыни и эго человек не может освободиться от сомнений. Поэтому часто люди поначалу полны энтузиазма, но позже в них нарастают сомнения, которые их останавливают.

Человеческие существа были созданы для великих свершений во всех областях жизни – как на духовном поприще, так и на материальном. Очень важную роль в этом играет отношение и поведение во внешнем мире. Ведь можно делать много хорошего, оставаясь при этом смиренными. 

Вопрос: Мы знаем, что существует много разных бхав. Важно ли развивать какую-то одну или их может быть несколько? 

Ответ: Забавно, что вы рассуждаете о бхавах, как если бы они лежали перед вами на прилавке. Бхава — это духовное чувство, настроение, а вы как будто решаете, купить ли килограмм мадхурья-бхавы или, может быть, шанта-бхавы. Бхаву не приобрести на рынке. Невозможно сказать: «Сейчас я чувствую дасья-бхаву или сакхья-бхаву». Это так не работает. 

У каждого конкретного человека своя бхава, в которой он строит отношения с Божественным. И эта бхава пробуждается в нём автоматически; вы сами её не генерируете. Если вы пытаетесь сгенерировать её самостоятельно, это не более чем фейк – это нереально. Это только продукт вашего ума, который способен придумать что угодно, и то ненадолго. Настоящая бхава продолжительна по времени, она не может исчезнуть за один день. Что толку подбирать себе бхаву, когда она пробуждается в людях сама собой? Когда вы поднимаетесь на определённый уровень духовности в стремлении к Божественному Свету, то начинаете его излучать автоматически. Но когда вы сидите в тёмном углу и только смотрите на этот Свет, то разве сами можете светить? Нет, это невозможно. Нужно приблизиться к нему, и только тогда он естественным образом начнёт сиять. И чем ближе вы продвинетесь к этому Свету, тем ярче он будет светить через вас. 

С бхавой происходит то же самое. У всех людей разная связь с Божественным, и соответственно в каждом человеке просыпается своя бхава. Я часто слышу, как люди говорят о бхаве как о товаре, который продаётся в магазине. Они обсуждают, в какой бхаве находятся по отношению к Господу. Но ведь все мы — Его слуги, и поэтому самая первая бхава, которая возникает в человеке — это дасья-бхава. Например, Хануманджи любил Шри Раму великой Любовью, но в то же время пребывал и в стхайи-бхаве, свойственной для Ситы. Сита любила Раму как мужа, а Хануман заявлял, что Рама — и его Господин тоже. Так что эта бхава также присутствовала у Хануманджи, потому что абсолютно все сотворённые существа относятся к женскому полу, а единственный Пуруша — Шриман Нараяна. Эта другая бхава, которая пробуждается в человеке, может затмить его первоначальную бхаву. Всё зависит от вашего уровня духовности. 

Конечно, ваши отношения с Господом время от времени трансформируются, но вместе с тем нельзя забывать, что вы здесь только для того, чтобы Ему служить. Какой бы ни была наша бхава, мы должны доставлять Ему удовольствие. Так что бхава зависит не от вас: она зависит только от Его Милости. Отношения не бывают односторонними, в них всегда есть две стороны. А в наши дни все отношения становятся односторонними – отсюда и проблемы. Какая бы бхава в вас ни пробудилась, это может произойти только естественным путём. 

Вопрос: У меня вопрос по поводу мантры Ом Намо Нараяная. Можно ли просто повторять её весь день напролёт или же обязательно использовать малу? И лучше делать это вслух или про себя?  

Ответ: Повторение — это повторение. Вы просто повторяете имя Господа независимо от того, где находитесь и что делаете. Здесь нет никаких ограничений. Для чего мы используем малу? Мала помогает сосредоточиться, а без концентрации погружение в духовность невозможно. В Главе 8, стих 12 Бхагавад-гиты Бхагаван Кришна поясняет: «Йог должен закрыть все врата, сфокусировать ум в сердце, а жизненную силу поднять и сконцентрировать в голове, и так практиковать сосредоточенность». 

Здесь Бхагаван говорит о трёх условиях. Первое — нужно «закрыть все врата». Но эти врата не во внешнем мире: это врата чувств. Нужно с помощью медитации взять под контроль пять органов чувств — глаза, нос, рот, уши и кожу. Второе — переместить ум в сердце. Я указываю на физическое сердце, но духовное сердце не равно физическому. Духовное сердце — это концептуальная область мозга, где неизменно царит позитивное мышление. Ум неустойчив и постоянно бегает по сторонам. Он похож на беспокойную обезьяну, перескакивающую с ветки на ветку, и большинство его мыслей имеют негативную окраску. Если вы проанализируете свои размышления, то увидите, что большинство из них будут негативными. Но Бхагаван велит сосредоточить ум в сердце, а это значит, что мышление должно стать преимущественно позитивным и концентрироваться на всех положительных качествах, которые обогащают вашу жизнь. Трансформация, преобразование ума в сторону позитивности означает его превращение в Божественный. Таким образом, «сфокусировать ум в сердце» — значит зафиксировать его на позитивности, то есть на Любви, сострадании и так далее.  

Третье – «жизненную силу поднять и сконцентрировать в голове» — это значит сфокусироваться на дыхании, пране. Прану нужно взять под контроль интеллекта. Когда ум трансформирован и сосредоточен на позитиве, интеллект не должен опускаться к низшим аспектам вашей личности. Наоборот, его нужно поднять к самым высшим аспектам, то есть к сознанию. «Сконцентрировать жизненную силу в голове» — значит сосредоточить её на Атме. Внимание не должно рассеянно блуждать по сторонам: зафиксируйте его на том, что имеет вечную природу. Вот что такое настоящая концентрация. Однако, она не даётся без усилий. Именно поэтому мы во время Джапы перебираем малу, которая помогает уму фокусироваться, а не блуждать туда-сюда. 

Когда вы повторяете Божественные Имена, ваше дыхание входит в резонанс с Божественностью, потому что оно следует за звуком. Сейчас я говорю, а вы слушаете. Но если поблизости раздастся громкий звук, вы на него обернётесь. И если кто-то сейчас закашляется, вы тоже автоматически оглянетесь. Таким образом звук привлекает ум, и во время Джапы он фокусируется на Божественном. Джапа возвышает вас с каждым вдохом и регулирует дыхание в целом. 

Когда вы делаете Джапу, соблюдаются все три условия, перечисленные Бхагаваном. Конечно, можно повторять Божественные Имена и без малы, но лучше всё же её использовать, чтобы достичь большей концентрации. Что касается вопроса, как лучше повторять мантру — вслух или про себя — то если вы никому не мешаете, повторяйте вслух, на здоровье. Но эффект от её повторения про себя будет точно таким же, так что разницы нет. 

Вопрос: В начале духовного пути открывается широкое поле деятельности, которое нужно освоить. С чего лучше начать, чтобы всё было гармонично — с севы, садханы, обучения — и так далее?   

Ответ: Вы меня сейчас поставили в тупик. Если я скажу, что важнее всего учиться, то вы забросите севу. Нужно ежедневно выделять хотя бы немного времени на учёбу. Очень важно, чтобы ум питался правильными знаниями. Но это не значит, что вы должны пренебрегать повседневными обязанностями. Выполняйте свой долг, повторяйте Божественные Имена и выделяйте как минимум полчаса в день на учёбу. Если у вас есть больше времени, тем лучше. Так и установится определённый баланс. Неправильно выбирать и делать только то, что хочется, потому что это не что иное как лень. Лентяй находит множество причин, чтобы отлынивать, и теряет всё. Часто случается так, что люди, у которых есть определённые обязанности, предпочитают заниматься чем-то другим. В Бхагавад-гите Господь Кришна наказал Арджуне: «Следуй своей дхарме. Выполняй свой долг». Но также немаловажно, каким образом вы исполняете свой долг. Поэтому Господь продолжил: «Выполняй свой долг, сосредоточив ум на Мне». Он не сказал: «Хорошо, уговорил. Пойдём отсюда, собирай вещи». Нет! Он сказал: «Ты должен сражаться – такова твоя дхарма, твоя обязанность. Но пусть твой ум будет сфокусирован на Мне».     

Джай Гурудев!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *