Сатсанг Гуруджи в саду ШПН 14.08.2020
Всем Джай Гурудев!
Вопрос: В своём регионе я являюсь единственным Вашим преданным, представителем Бхакти Марги и последователем Индуизма. Многие воспринимают эти идеи в штыки. Вместе с тем я сам время от времени совершаю ошибки. Что мне предпринять, чтобы пореже ошибаться?
Ответ: Хорошо, что вы беспокоитесь о том, какое впечатление производите на других в качестве преданного. Прежде чем взаимодействовать и говорить с людьми, нужно к этому подготовиться, наработать практику. Многие любят советовать всем вокруг, как нужно жить. Такое в порядке вещей, особенно на духовной стезе. И это неплохо, но сначала важно самим разобраться в том, чему вы собираетесь учить. Вы — единственный представитель в регионе, то есть представляете Самого Гуру. Господь Кришна сказал: «Мой преданный — это Моё продолжение». Но чтобы стать Его продолжением, нужно трансформироваться, не так ли? Чтобы называть себя преданным, недостаточно взять в руки кантхималу и нарисовать на лбу тилак: очень важно пройти обучение. Вы совершаете ошибки, но это нормально, ведь вы всё ещё проходите процесс изменений, и вы молоды. Поэтому ошибок не избежать. А если ваши друзья и родные на самом деле хотят понять ваш путь, им нужно познакомиться с другими преданными, потому что близкие всегда видят вас в привычном свете.
В жизни преданных большую роль играет поведение, которое они демонстрируют окружающим. Важно, чтобы вы смогли привнести что-то новое в их существование, передать им нечто важное. Только никогда не смотрите сверху вниз. Духовные искатели часто совершают такую ошибку, считая себя более совершенными, чем другие, и на этом основании их поучают. Не делайте так, потому что людям достаточно просто за вами понаблюдать. Поэтому на духовном пути мы так часто говорим о смирении. Всё, что вы получаете на этой стезе, конечно, вас обогащает, способствует вашему росту, трансформирует и меняет, и этим полезно делиться.
Люди ошибаются, но по какой причине? Причина кроется в их уме. Кроме того, ошибка одного может оказаться благом для другого. Когда вы анализируете свою жизнь, то понимаете, в чём ошибались, так почему же продолжаете совершать те же ошибки? Так устроен ваш ум: умение работать над ошибками зависит от образа мышления. Когда ошибка невелика, человек может её и вовсе не заметить, а когда она разрастается до огромных размеров, становится слишком поздно.
Однажды царица, сидя на балконе, совещалась со своим советником. Они ели рисовые вафли с мёдом, и капля мёда упала на перила. Советник сказал: «Госпожа, я позову слугу, чтобы он тут почистил». Царица возразила: «Не надо, всё в порядке. Что такое одна капля?» Они продолжили беседу, и советник снова повторил: «Госпожа, давайте я всё же позову слугу». Но царица снова отказалась. На улице становилось всё жарче: мёд растаял, потёк по балконной ограде и стал капать на дорогу. На эту медовую лужицу тут же налетела стая мух, за мухами приползла ящерица и с удовольствием стала их поедать. В пекарне напротив жил кот, который, увидев ящерицу, выбежал на улицу и принялся с ней играть. А неподалёку находилась лавка мясника, который держал собаку. Собака со всех ног бросилась к коту и схватила его за шкирку. Кот от ужаса заорал и выпустил из когтей ящерицу. Пекарь понял, что его кот в опасности, схватил тяжёлую палку и помчался на выручку. Собака, получив от пекаря палкой по спине, завизжала от боли, и на её скулёж выскочил хозяин, мясник. Увидев, что сосед со всей силы колотит его пса, тот не мешкая вооружился хворостиной и принялся хлестать пекаря. Люди, заслышав звуки потасовки, выглядывали на улицу, а потом присоединялись к побоищу, принимая одну или другую сторону. Хуже того, дворцовая стража, в рядах которой служили знакомцы как пекаря, так и мясника, тоже ввязалась в бой. Драка разрасталась, и в результате под царским балконом собралась огромная толпа. Чтобы разнять дерущихся, туда приехала полиция, но против стражи оказалась бессильна. Кто-то из смутьянов принёс факел и поджёг близстоящий дом. Огонь мгновенно охватил всё здание и перепрыгнул на соседние, быстро расползаясь по улице. В конце концов пожар дошёл и до дворца, который вспыхнул как пучок соломы. Царице едва удалось спасти свою жизнь, выбравшись по лестнице. И вот, грустно озирая дымящиеся руины, она почувствовала под стопой то-то липкое. Что же это было? Маленькая лужица мёда, которая натекла с перил её балкона.
Вы поняли мораль этой притчи? Всё начинается с малого. Это касается любых ошибок, которые мы совершаем в жизни. Поначалу они кажутся незначительными, и мы их игнорируем, не желая ничего менять. Но со временем они только растут: так и накапливается карма. Мы думаем, что ошиблись всего лишь чуть-чуть, немножечко, но если задуматься обо всех сделанных ошибках, то наберётся целая уйма, поэтому их нужно отслеживать. А кроме того, нельзя забывать, что вы являетесь представителем определённого направления, и важно быть хорошо подготовленным. Именно для этого существует сангха, и именно с этой целью проводятся сатсанги: всё это помогает вашей трансформации. Но что конкретно следует трансформировать? Трансформировать следует ваш менталитет, ваше отношение.
Вопрос: Как стать целеустремлёнными на нашем пути? Почему иногда мы чувствуем эту целеустремлённость, а иногда нет?
Ответ: Целеустремлённость появляется, когда вы по-настоящему хотите что-то делать, и вам нравится это занятие. Тогда вы действуете целеустремлённо и решительно. Но если вам приходится что-то делать по принуждению, то будете ли вы по-настоящему к этому стремиться? Нет. Будет ли вам это нравиться? Тоже нет. Возможно, вы будете продолжать просто по необходимости, пассивно и без энтузиазма.
Когда вам нравится ваша деятельность, какой бы она ни была, вы ею наслаждаетесь. Это и есть источник целеустремлённости. Вы можете обходиться без еды и воды, не чувствуя голода и жажды, потому что вас полностью поглощает любимое занятие. Но когда вам приходится делать что-то неинтересное, целеустремлённости взяться неоткуда. Она появляется, когда человеку нравится его дело. Поэтому я всегда повторяю: любите то, что делаете. Но полюбить своё дело — не кнопку нажать: надавил и заработало. В жизни так не бывает. Если вам что-то не нравится, невозможно перемениться в один момент. Поэтому изучите эту тему глубже, взгляните на неё с другой перспективы.
Почему вам вообще что-то не нравится? Потому что вы не знаете, что оно вам принесёт, и, следовательно, не чувствуете энтузиазма в работе. Людям нравится только то, что им понятно, иначе они и вникать отказываются. Они предпочитают вообще не касаться того, к чему не испытывают никакого воодушевления. Их ум уже оценивает: «Какая мне от всего этого польза? Что мне это даст?» Вы заранее отгораживаетесь высокой стеной, выстраиваете преграду, думая, что для вас это неосуществимо. Вам кажется, что вы всё знаете заранее, и это вам не понравится. Ваша задача — трансформировать негативное отношение, поэтому относитесь ко всему, что приходит в вашу жизнь, как к возможности чему-то научиться. Вот тогда и появится энтузиазм.
Кроме того, вас тормозит предубеждение, когда вы заранее воображаете, что всё будет так-то и так-то. Оно удерживает вас от получения новых знаний. Поэтому смотрите на вещи позитивно: «Чему я смогу научиться? Какой урок смогу вынести?» Тогда к вам придёт воодушевление. Но оно приходит не извне – оно приходит изнутри. Его рождает ваше отношение к жизни. Измените взгляд на жизнь, измените мировосприятие. Если с самого начала вы относитесь к чему-то негативно, конечно, ничего не выйдет. Но если изменить отношение, всё получится.
Вопрос: Я читал в интернете историю Варахи Аватара, который спас Матушку Землю, а после Господь Шива Его убил. Может быть, это неправда? Пожалуйста, прокомментируйте.
Ответ: Нужно пользоваться надёжными источниками информации, иначе можно наткнуться на совершенно сумасшедшие истории. Вараха – воплощение Шриман Нараяны, и никому не под силу Его убить, даже Шиве. Он непреходящий, Ему нет начала и конца, и неужели вы полагаете, что Его можно вот так запросто уничтожить? Он не рождается и не умирает; Он просто проявляется. Никогда не слышал ту историю, о которой вы упомянули, но если в ней говорится, что Шива убил Вараху, то скорее всего её придумали шиваиты. С историей Господа Нарасимхадэва случилось то же самое. Помните, никто не мог Его успокоить? В Шримад Бхагаватам сказано, что это удалось только Прахладе Махараджу. Но позже шиваиты всё перевернули, утверждая, что к Господу Нарасимхадэву явился Господь Шива в форме Сарвешвары, напал на Него, и Господь Нарасимхадэв взмолился о пощаде. Всё это было придумано в 13м веке.
С 1го по 10й век философия индуизма была единой: и шиваиты, и все прочие поклонялись Шриман Нараяне, а во всех храмах Господа Нараяны стояли Шивалингамы. Потом на трон взошёл царь Чола, убеждённый шиваит, и произошло разделение. Его министры промыли людям мозги, и те убрали их храмов все мурти Шриман Нараяны. Они же ради собственного удовольствия измыслили множество баек, подобных той, которую вы сейчас рассказали. Они знали, что Шриман Нараяна – Всевышний Господь, но всё равно прославляли того, кого сами выбирали.
Возле храма Натараджи в Чидамбараме было установлено огромное божество Шриман Нараяны, который возлежал на Своём ложе, глядя на танцующего для него Шиву. Его постигла та же участь. Многие ли вообще сейчас об этом знают? Этот храм когда-то был вайшнавским храмом Шриман Нараяны, но из политических соображений его превратили в шиваитский. Тогда божество Шриман Нараяны убрали из храма, но позже другой царь вернул его на место. Тогда и родилось множество подобных сказок, призванных вдохновлять слушателей.
В наши дни многих индуистов обращают в христианство: это делается только ради денег, из-за растущих аппетитов США. Буквально вчера в один из известнейших храмов Ханумана пришла начальница местной полиции и повесила там изображение Иисуса Христа. Понимаете, что происходит? Это не значит, что кто-то то обладает узостью мышления – традиция индуизма уважает все мировоззрения, но политики настойчиво лоббируют собственные интересы. Так всё и меняется. Может быть, спустя 200-300 лет у нас будет совсем другая история. Люди не могут жить в единстве и взаимоуважении. Они не признают свободу веры и не умеют уважать чужие убеждения. Они предпочитают вести войну. Большинство войн в этом мире были религиозными. Люди забывают, что само слово «религия» подразумевает единство, связь. Оно означает связь с Божественным, связь со Всевышним. Поэтому и возникают разные лживые истории.
Вопрос: Я — Ваш преданный уже много лет. Однако, до сих пор не чувствую полной приверженности. Как безраздельно принять Вас моим Гуру?
Ответ: Трудный вопрос. Полностью предаться – значит отдать свою жизнь. Жизнь преданного сосредоточена, прежде всего, вокруг изучения духовного пути. Какой смысл следовать какому-то пути, не зная его учения и философии? И что значит само слово «преданный»? Преданный – тот, кто полностью предался, то есть забыл о себе и поставил на первое место Божественное. В этом и заключается суть пути Бхакти. Путь Бхакти – это путь служения; но как именно мы служим? Те, в ком живы гордыня и эгоизм, служить не могут. Для служения нужно смирение, и только с ним вы сможете отдавать приоритет Всевышнему.
Вы сетуете, что не можете полностью предаться. Что ж, тогда продолжайте стараться; а если вы ждёте, что я дам вам какую-то технику, которая всё изменит, то её нет. Это стремление должно исходить только от вас. Точно так же Господь не может заставить вас любить. Это единственное, что не в Его силах. Он не может сказать: «Я требую, чтобы ты Меня любил!» Любовь — это естественное состояние самопожертвования: «Я люблю тебя и отдаю себя тебе». К этому невозможно принудить. Это не тот случай, когда можно приставить ружьё к виску и угрожать: «Верь в то, во что верю я, иначе застрелю». Не существует никакой техники, которая бы пробудила в вас преданность. Преданность — это желание. А если человек желает чего-то по-настоящему, то всё ради этого сделает.
У вас может не получиться один раз, а может не получаться и целый год. Это всё равно что сесть в медитацию и ждать, что Господь незамедлительно предстанет перед вами. Йоги медитируют тысячелетиями, и Он до сих пор им не явился. Так что продолжайте усердно трудиться. У вас есть вся эта жизнь. Даже в самый последний миг, с последним вашим вдохом, эта жажда, эта преданность, может пробудиться, и вы с ней умрёте. Великолепно! По крайней мере в конце вы добьётесь успеха.
Так что преданность не приходит просто так, для этого нужно постараться. Если опустите руки, решив, что всё бесполезно… что ж, так работает человеческий ум: когда люди молятся, они ждут, что в тот же момент получат результат, а если нет, то Господь негодный, и лучше поискать кого-то другого. Я очень много таких перевидал. Продолжайте стараться, не сдавайтесь, не думайте, что всё случится само по себе и не стенайте: «Гуруджи, пожалуйста, помоги!» Делайте усилия!
Джай Гурудев!