Сатсанг Гуруджи в саду ШПН 25.08.2020
Всем Джай Гурудев!
Вопрос: Как правильно, без ложных интерпретаций и с полным доверием, понимать указания Гуру?
Ответ: Полагаю, Гуру даёт прямые и однозначные указания, разве не так? Достаточно правильно слушать. Конечно, если вы начнёте интерпретировать Его слова по-своему, то наделаете много ошибок. Такое случается сплошь и рядом. Люди думают: «О, Гуру имел в виду то-то и то-то», и каждый пытается придать сказанному собственный смысл. Но если Гуру говорит, что это красный – значит, это красный! Какой смысл обсуждать, по какой причине это красный? Проблемы начинаются именно в тот момент, когда вы начинаете обсуждать, что Гуру имел в виду, когда сказал, что это красный. Преданные часто этим грешат, потому что хотят слышать только то, что им нравится. Даже если Гуру высказывается прямее некуда, они не слышат и продолжают искать подтекст.
Только вчера один из преданных спросил: «Гуруджи, чего Вы от меня хотите?» Я задал встречный вопрос: «Скажи, что ты хочешь услышать, и тогда я скажу, чего от тебя хочу». А потом я сказал ему именно то, чего ему хотелось: «Хочешь жить семейной жизнью? На здоровье, будь счастлив». Тогда он возразил: «Нет-нет, ведь я как раз хотел услышать именно это. Но чего хотите Вы?» Я ответил: «Я уже поставил тебя на этот путь, где ты делаешь то, что я хочу. Так зачем же ты ищешь чего-то другого?» Прошлым вечером другой преданный заявил, что уходит. Я ответил: «Иди». А он тут же запротестовал: «Нет, нет, нет, я не хочу уходить! Я хочу, чтобы Вы уговорили меня остаться!» Что здесь вообще творится? Что за дурдом? Хотите уйти? Так замков тут нет, идите, воля ваша.
Всё это – только игра вашего ума. Когда ум неустойчив, человек сочиняет разные истории и сам в них верит. Прежде всего нужно привести в порядок ум, тогда станет понятно, в состоянии ли вы вообще слушать наставления Гуру. Нет никакой необходимости как-то интерпретировать Его слова. Проще некуда: слушайте и исполняйте. Но где уж там – вам гораздо интереснее искать скрытые смыслы. Это удручает.
Проблема западных людей в том, что они постоянно ищут какое-то глубинное значение и не в состоянии принимать вещи как они есть. Во всём обязательно должно быть второе дно. Допустим, вы его найдёте, и что дальше? Это что-то изменит? Нет, ровным счётом ничего: вы останетесь прежними. Вам может казаться, что вы, найдя глубокий смысл, станете немного умнее. Но я скажу, что ничего глупее и придумать нельзя, потому что нужно уметь принимать сказанное в чистом виде, следовать прямым указаниям и расти. Это может не соответствовать вашим ожиданиям, но зато соответствует естественному ходу вещей. Гуру чётко и ясно обо всём говорит, но порочный человеческий ум не в состоянии этого понять.
Красный – это красный; он не может быть белым. Так или нет? Никакая дискуссия не повлияет на этот факт. Именно таков Гуру-адеш. Если хотите его обсудить, то обсудите с Гуру, но не устраивайте драмы в собственной голове в поисках глубин. Кришна в Бхагвад-гите всё передал напрямую. А мне приходится порой говорить загадками, чтобы люди не измышляли собственных историй. Я сам рассказываю им историю, и пусть понимают как хотят. Глубинные смыслы ищутся только когда человек не может принять прямых указаний Гуру. Если Гуру даст кому-то затрещину, какой в этом глубокий смысл? Так что прежде всего нужно разобраться с собственным умом – с тем, как он работает.
В Главе 9, стих 11 Бхагавад-гиты Господь Кришна сказал: «Глупцы пренебрегают Мной в этом человеческом теле, потому что им неведома Моя высшая природа Владыки всего сущего». Когда Гуру даёт адеш, только дураки считают себя умнее. Они думают, что знают лучше, и начинают давать интерпретации, которые диктует ум. Но если всё пойдёт не так, как они задумали, то винят во всём Гуру – ведь это Гуру им дал такой совет! Никто не хочет признавать ни собственных ошибок, ни собственной глупости, потому что все считают себя очень умными. Однако, по-настоящему умный человек слышит и понимает ровно то, что ему говорят.
Вопрос: У Гиридхари много образов, и у каждого человека особые отношения с разными мурти. Как же выбрать «правильного» Гиридхари?
Ответ: Если вы чувствуете замешательство, то проблема не в Гиридхари – проблема в вас. Это значит, что ваш ум не знает, чего вы хотите. Есть много образов Гиридхари, но ведь это один и тот же Кришна – их не сотни. Если вы запутались, выберите один из образов и сосредоточьтесь на нём. Зачем усложнять себе жизнь? Это ведь глупо. Служите одному-единственному Гиридхари, и проблем не будет.
Это то же самое, как выбирать из множества жизненных путей. Или как пытаться плыть на двух разных кораблях одновременно, не зная, куда именно хотите добраться. Когда корабли выходят из порта, у вас начинается драма. Люди дают много интерпретаций разным образам Гиридхари, но Кришна-то только один!
Расскажу вам притчу. Однажды на конференцию собралось много учёных мужей – врачи, философы, математики, астрономы и так далее. Всё было организовано на высшем уровне, участникам были обеспечены безопасность и покой. На территории, где проходила конференция, было чудесное озеро с лодками. В одну из лодок сели математик, философ, учёный и астроном. Все они были довольно пожилыми. Отойдя от берега, они с жаром и энтузиазмом углубились в философскую дискуссию. Каждый из них пытался отстоять свою точку зрения и переспорить других. Их обсуждение шло на очень высоком экспертном уровне. Их лодкой управлял лодочник, который слушал вполуха, совершенно не понимая, о чём идёт речь. Они спросили его, какое он получил образование. Он ответил, что не слишком хорошее – даже не закончил среднюю школу. Тогда они поинтересовались, понимает ли он что-нибудь в их диспуте. Он смутился, опустил глаза и не ответил, боясь насмешек. Учёные продолжили спор, а лодка тем временем вышла на середину озера. И тут один из них воскликнул: «У меня есть отличная идея, как изменить этот мир!» – вы знаете, у многих во все времена были такие идеи. К сожалению, ни у кого не было при себе ни бумаги, ни смартфона, чтобы её записать. Они решили сделать это как только доберутся до берега. Но в этот самый момент лодка наткнулась на огромный подводный камень и перевернулась! Лодочник быстро поплыл в сторону берега, а остальные закричали: «Помогите! Спасите! Мы не умеем плавать!» А лодочник в ответ прокричал: «Мне очень жаль, но в этом споре вы все проиграли!»
Понимаете мораль этой притчи? Вы слишком углубляетесь в драмы собственного знания, которые создаёт ваш ум, и не видите, что только топите себя в заблуждении. Вы притворяетесь значительными и знающими, рассуждаете о Гиридхари. А ведь Он – один-единственный! Не загоняйте себя в эти иллюзии. Вы упомянули о личном опыте, но это не более чем ваше заблуждение.
Вопрос: В основном я стараюсь наслаждаться настоящим моментом, но так бывает не всегда. Время от времени вместо того, чтобы наслаждаться тем, что делаю, я думаю только о том, чего хочу достичь и к чему прийти. А когда не достигаю, то расстраиваюсь. Как это преодолеть?
Ответ: Господь Кришна говорит, что все ожидания приносят только несчастье. Вы по-настоящему не концентрируетесь на цели, а концентрируетесь на результате. В Главе 2, стих 47 Бхагавад-гиты Он сказал: «У тебя есть право на действие, но только на само действие, а не на его результат; никогда не считай мотивом результаты своих трудов, но и к бездействию не привязывайся». Он велел не привязываться к результату. В противном случае вас ждёт только несчастье, потому что в уме вы заранее воображаете эти результаты, а если они не осуществляются – расстраиваетесь из-за неудачи. Таким образом вы упускаете все свои возможности. Поэтому Бхагаван сказал, что у вас есть только право на действие. Так что выполняйте свой долг от всего сердца, а во всём остальном положитесь на Него. Это и есть настоящее доверие и преданность. Тогда вы сможете наслаждаться тем, что делаете, а это в свою очередь принесёт правильные плоды. Даже если они не будут соответствовать вашим ожиданиям, вы чему-то научитесь, и в следующий раз получится лучше.
Именно так учёные ведут исследовательскую работу: они не получают результатов мгновенно, но надеются со временем получить. Представьте, что будет, если вы начнёте какую-то работу и тут же добьётесь успеха? Вы всё забросите, и что вам это даст? Ничего. Только несчастье. Кришна мудро наставляет, что вы не должны привязываться к результату, потому что не знаете, каким должен быть этот результат. Просто делайте что должно со всей любовью и прилагая максимум усилий, тогда вы сможете наслаждаться самим процессом до получения результатов. Но если вы заранее будете о них беспокоиться, то не сможете наслаждаться, потому что вас будет постоянно преследовать тревога и отстранённость, ведь в таком случае вы будете допускать возможность провала. Понимаете? Таким образом вы сами будете программировать себя на неудачу и автоматически её потерпите.
Ум в основном фокусируется на ограничениях, тем самым лишая вас возможностей. В Главе 9, стих 10 Бхагавад-гиты Господь Кришна сказал: «Я управляю Своей Пракрити – всем, что движется и не движется». Это значит, что вы тоже должны следовать этому потоку. В противном случае вы застопоритесь. Господь сказал, что Он всем этим управляет. Когда солнечный луч падает на какой-то объект, он его нагревает. Но чувствуете ли вы тепло луча в промежутке между солнцем и этим объектом? Нет. Тепло чувствует только тот самый объект, а всё, что происходит между ними на этом промежутке, и есть Божественный динамический поток.
Джай Гурудев!