Сатсанг Парамахамсы Вишвананды в саду ШПН 01 августа 2020

Всем Джай Гурудев!

Вопрос: Джай Гурудев. Скажите пожалуйста, как развивать Гуру-бхакти?

Ответ: Ум преданного должен быть сосредоточен на Гуру. А что значит бхакти? Бхакти несёт в себе Милость Всевышнего. Но достойны ли мы этой Милости? Люди просят: «Даруй мне Свою Милость! Даруй мне Свою милость», но разве мы её заслуживаем? Что такое Милость, крипа? Крипа – то, чего я не заслужил, но оно всё же мне даётся. Совершенно неважно, заслуживаю ли я её в глазах внешнего мира. Господь всё видит иначе чем мы. Бхакти и есть такая Милость. 

Гуру-бхакти даётся нечасто и далеко не всем, кто принимают прибежище у Стоп Гуру. Это значит, что нужно заслужить это право, и тот, кто его не заслужил, не может получить эту Милость. Природа привела вас на духовный путь, потому что таково было стремление вашей Атмы. Без этого стремления Гуру никогда бы вам не встретился. Так как же обрести Гуру-бхакти? В Главе 5, стих 10 Бхагавад-гиты Господь Кришна сказал: «Грех никогда не пятнает того, кто действует без привязанности к результату, посвящая всю свою деятельность Брахману, Высшей Истине». Такие люди получают эту Милость. Сам по себе путь бхакти и есть Милость, поэтому следует развивать в себе бхакти. Милость, к которой стремилась ваша душа, привела вас туда, где вы должны быть, но ваша задача – взращивать бхакти. А как именно это делать? В Главе 8, стих 14 Бхагаван Кришна объясняет: «Тот, кто непрестанно помнит Меня», – не время от времени, а непрерывно, на протяжении всего дня, – «сможет легко прийти ко Мне». С Гуру-бхакти то же самое. Во всех своих делах человек должен думать о Гуру, и тогда его преданность будет расти. В противном случае он быстро переключится на внешний мир и останется с «духовностью выходного дня», обращаясь к духовному пути только в свободное время. 

Путь бхакти не таков. Если вы полагаете, что для очищения достаточно один раз принять душ, то заблуждаетесь. Это непрерывный и постоянный процесс. В стихе 14 Главы 8 Бхагавад-гиты Кришна ясно сказал, что йог сможет легко прийти к Нему. Как вы думаете, почему Он говорит о лёгкости? Ведь Он не употреблял слова «легко» на протяжении всей Бхагавад-гиты. Наоборот, говорил, что это очень сложно. Арджуна жаловался, что управлять умом настолько трудно, что, кажется, проще подчинить ветер, и Кришна с этим согласился. Он сказал: «Да, это и правда трудно, но не невозможно. Это возможно с помощью практики». То же верно и для духовного пути. Если мы хотим развивать бхакти, чтобы она росла у нас внутри, нужно предпринимать усилия. Без усилий она не вырастет. Все хотят просто сидеть на месте и только получать, разве не так? Если это Милость, так почему бы ей не сыпаться с деревьев прямо нам на головы? Но Милость так не даётся. Расскажу вам чудесную притчу. 

Однажды один монах медитировал, а в это время к нему подошёл его Гуру и спросил: 

– Что ты делаешь?

– Медитирую.

– А зачем?

– Чтобы достичь просветления. 

Тогда Гуру взял кусок черепицы и начал её полировать. Тут уже монах задал вопрос:

– Что Ты делаешь, Учитель?

– Полирую черепицу. Хочу, чтобы она засияла как зеркало. 

– Разве это возможно? Разве она может сиять? 

– Но ведь ты точно так же сидишь и медитируешь, надеясь достичь просветления. Поэтому я взял эту плитку и полирую её, ожидая, что она засияет.

Как видите, без действия, без крии… Крия – это действие, а йога – осознанность. Всё, что вы делаете с осознанием Божественного присутствия, будет благословлено этой Милостью. Гуру-бхакти требует определённой приверженности, и человек должен быть к этому готов. Мало просто сказать: «Я хочу обрести Гуру-бхакти». Сможете ли вы справиться с этой Милостью? Тут важна ваша готовность. Люди часто просят даровать им эту Милость, и я соглашаюсь. Многие приходят, многие уходят. Остаются только те, кто смог её выдержать, а слабые на это не способны. 

Проведите самоанализ. Это нетрудно и не требует много сил. Попробуйте отыскать эту Милость… попробуйте увидеть даже не руку Гуру, а хотя бы отпечаток Его пальца во всём, что делаете. Он там присутствует. Потому что с тех самых пор как вы приняли прибежище у Стоп Гуру, вы не бываете одни. Дух Учителя сопровождает каждого из вас. И даже те, кто ещё не принял это прибежище и находится в ожидании, несут эту Милость в своей Атме до тех пор, пока не наступит их время. Всё случится и проявится в нужный момент. Но вы сами должны предпринимать усилия, поливая посаженные семена. Они ведь были посажены не только в этой жизни. Думаете, всё происходит только сейчас? Нет, семена были посажены очень-очень давно, и вы поливали их на протяжении многих жизней. Они проросли, вытянулись, разветвились, зацвели и даже дали плоды. Некоторые люди очень нетерпеливы, и поэтому их образ мышления запрограммирован только на получение плодов. Но ведь многие цветы облетают, даже не дав завязи. Сколько из них в результате превратится в плоды? Не так уж много. Большинство цветов опадёт на землю. Только самые сильные из них станут плодами, а сильнейшие плоды дадут со временем другие всходы. Так вырастет много новых деревьев. 

Гуру-бхакти значит, что плоды выращиваются не только для себя, но также для других. Господь Кришна сказал: «Мои преданные – светоч для других людей. Они приходят не только для себя, но и для всего человечества». Сперва нужно зажечь в себе этот внутренний свет, и тогда вы сможете получить эту Милость. А тот, кто её получил, способен бесконечно проливать её на всех вокруг и даже передавать из поколения в поколение. Именно так её несут разные Учителя. И если вы сможете настроиться и постоянно поддерживать это состояние… Люди часто жалуются, что не могут думать о Боге всё время. Бог может всё время думать о каждом из вас, а у людей никогда нет на это времени. Они слишком заняты своими эгоистическими потребностями. 

Поэтому Бхагаван и сказал, что те, кто о Нём думают, могут легко к Нему прийти. Осознавайте Его, ведь вы не одни – Он всегда с вами. Тогда вы поймёте, что становится возможным даже то, что казалось совершенно невозможным. Это случается по Милости Гуру. 

Вопрос: Джай Гурудев, Гуруджи! Как вести себя с партнёром, который ест мясо и не следует духовному пути?

Ответ: Это довольно трудно. Но в то же время, если вы его любите, а он любит вас… Ваш духовный путь – это ваш личный выбор, и если партнёр не готов меняться, это не значит, что нужно его бросить. Проявите терпение, подождите. Но если даже со временем ничего не изменится, вам придётся принимать решение. Поэтому я всегда говорю преданным, что лучше выбирать в партнёры других преданных. Я не говорю, что вам нужно расстаться… Сделайте и его преданным тоже! Это лучший вариант. Свет, который сияет у вас внутри, должен проливаться и на других. Может быть, не все готовы прямо сейчас, и конечно, вы не хотите никого подталкивать. Если человека силой толкать к переменам, он меняться не захочет и будет смотреть в другую сторону. Дайте ему время. Но вместе с тем не скрывайте свой духовный путь, не стыдитесь его. Люди часто стыдятся и стесняются говорить о своём пути, боясь осуждения. А стоит вам хотя бы однажды испугаться, и весь ваш прогресс остановится. 

Весь мир зиждется на страхе. Страх стал инструментом управления людьми. Вы можете считать, что развиваетесь благодаря страху, но это не так. Двигаться вперёд возможно только когда вы внутренне свободны. А как стать свободным? Часто люди полагают, что свободны, но так ли это на самом деле? Посмотрите, сколько всего вокруг вас удерживает! Сколько цепей вас опутывает! Эти цепи сковывают вас страхом. Страх порождает осуждение, критику, ненасытность, и многое другое. Из страха люди живут не своей жизнью, подстраиваясь под желания других. 95% человеческой жизни проходит под влиянием чужих идей, а не собственных сердечных устремлений. Если вы достаточно сильны, то отстаивайте свою веру. Придерживайтесь своих убеждений и растите. 

Видите ли, бхакти и Любовь очень заразны: ими можно заразить множество людей. Но прежде всего вы сами должны быть полностью охвачены ими. В противном случае вы не сможете оказать на других никакого воздействия, это попросту невозможно. Так что будьте сильными.    

Вопрос: Гуруджи, иногда мы чувствуем Любовь Господа, а иногда она внезапно пропадает. Что делать, чтобы всегда чувствовать эту связь?  

Ответ: Что, на самом деле пропадает? Нет, не бывает такого, чтобы эта Любовь и связь пропадала. Она всегда есть. Просто ваш ум слишком далёк от реальности. А когда он отдаляется от реальности, вы перестаёте её чувствовать. Вы думаете: «Я перестал чувствовать Бога! Он что, ушёл?» Нет, Он всегда с вами. Как Он может уйти? Как может уйти тот, кто обитает у вас внутри? Он был с вами на протяжении всех ваших жизней, и что же, вдруг так просто возьмёт и уйдёт? Он «уходит» только когда ваш ум на нём не сфокусирован. Тогда вы его не чувствуете. Но когда вы умиротворены и спокойны, вы способны чувствовать эту связь. И в хорошие, радостные моменты тоже. Но ощущаете ли вы её, когда погружены в депрессию, и вас одолевают мысли? Или же вы путаете мысли с чувствами? Тот, кто крепко цепляется за ум, не способен чувствовать, потому что слишком занят собственными мыслями; его ум бродит по сторонам. И, снова прибегая к этому уму, он начинает анализировать: «А что я сейчас чувствую?» Но как вообще можно чувства анализировать умом? Это невозможно. Поэтому прежде всего ум следует успокоить. Когда он успокоится, вы будете чувствовать Божественное присутствие постоянно. 

Один человек поклонялся чудесной мурти Кришны, служа Ему с глубокой Любовью и заботой. Он поклонялся Кришне изо дня в день: заботился, кормил, укладывал спать – одним словом, делал всё, что обычно делает преданный. При этом он никогда не слышал никакого внутреннего зова, никакого голоса свыше. Однажды, когда он выполнял своё повседневное служение, в соседней комнате вспыхнул пожар, и дом наполнился едким дымом. Он быстро обмотал рот и нос куском ткани, а затем вдруг точно так же закрыл тканью рот и нос мурти Кришны, и только потом бросился тушить огонь. Но тут раздался чей-то голос! Он потребовал: «Вынеси Меня отсюда!» Это было очень странно, ведь в доме больше никого не было. Голос снова громко повторил: «Да вынеси же Меня наконец!» Мужчина растерялся, оглянулся по сторонам, но конечно, вокруг было пусто. Тогда он решил проверить комнату для молитв: открыл дверь, заглянул внутрь и опять услышал голос: «Выноси Меня скорее, Я задыхаюсь!!!» И тут наконец понял, что с ним говорит Божество, Сам Кришна! Он тут же схватил мурти, выбежал на улицу, опустил Кришну на землю и воскликнул: «Вот это да! Ни разу я не слышал, чтобы Ты со мною говорил. Почему же сегодня это случилось?» Он удивлённо вопрошал: «Может, я сплю, и мне снится сон? Почему, о Бхагаван, Ты заговорил со мной?» И Бхагаван ответил: «Раньше Я с тобой не говорил потому что ты считал Меня обычной статуей, но сегодня подумал обо Мне как о живом. Ты отнёсся ко Мне не как к простому изваянию и защитил как самого себя». 

Когда мы поклоняемся Бхагавану, строим с Ним отношения, то должны понимать, что Его мурти – не просто кусок металла или камня, и не просто образ. Это Сам Всевышний, Верховный Владыка. Этот образ дан нам, чтобы мы могли на Нём фокусироваться, служить и строить отношения, потому что у нас есть ум и тело. Ведь невозможно строить отношения с воздухом – с тем, что невидимо. Умы тех, кто строит отношения с воздухом, называя его Богом, совершенно неустойчивы, потому что невозможно иметь взаимосвязь с пустотой. Вы строите отношения с Бхагаваном, зная, что Он здесь присутствует. Мы сегодня уже говорили о Милости Гуру. Так вот, вы должны знать, что Милость Гуру и Бога неизменно с вами, во все времена, чувствуете вы это или нет. Вы никогда не остаётесь одни.   

Есть ещё одна замечательная притча, которую вы все, конечно, знаете. Один человек шёл по песчаному пляжу, а за ним тянулись две цепочки следов. Так он видел, что Господь с ним, и знал, что не один. Но однажды он заметил, что осталась только одна цепочка, лишь его собственный след, и задумался: «В хорошие времена Он рядом, а в плохие Его нет как нет!» В одной песне поётся: «Когда у вас всё хорошо, вы всегда окружены людьми…» Человек стал взывать к Богу, жалуясь, что Тот его покинул, и вдруг рядом раздался голос: «Дитя моё, этот след не твой – он принадлежит Мне. В хорошие времена Я иду рядом с тобой, поддерживая тебя; тогда Я – твой близкий и дорогой друг. А в плохие времена Я несу тебя на руках». 

Когда ваш ум отдаляется от Бога, не считайте, будто Его нет рядом. Он всегда с вами, даже если вы Его не чувствуете. Когда такое случается, нужно усилить свою садхану. Когда вы не чувствуете Его присутствия, это значит, что вы о Нём недостаточно много думаете. Углубите садхану, интенсифицируйте джапу, и это чувство к вам вернётся. Говорите с Ним. Он вас слышит, и Он с вами говорит. Просто нужно научиться Его слышать. А как Его услышать? Только успокоив ум. 

Вопрос: Дорогой Гуруджи, как погрузиться в сердце и избавиться от гнева, который накопился в теле?

Ответ: Покажите мне, где именно этот гнев, я его оттуда достану! Вы довольны? 

Матаджи: Да.

Гуруджи: Тогда вам надо к врачу! Итак, как же погрузиться в сердце? Расстояние очень короткое, но этот путь занимает не одну жизнь. А как сильно вы хотите погрузиться в сердце? В том-то и вопрос. Все хотят войти в сердце, но насколько сильно вы этого хотите?

Матаджи: Очень сильно. 

Гуруджи: Тогда почему вы ещё не там? 

Матаджи: Не знаю, наверное, ум всё ещё слишком силён.

Гуруджи: А зачем же вы слушаете этот ум? Если вы сами сделаете выбор не слушать ум, ваша жизнь станет умиротворённой. Но если решите его слушать, тогда кто сможет вам помочь? Почему бы не сфокусировать этот ум на чём-то конкретном, вместо того чтобы рисовать в воображении то одно, то другое? Сконцентрируйте ум на чтении Бхагаватам, на изучении Священных Писаний, и это даст вам гораздо больше. Питайте ум полезными вещами. Если же вы будете забивать его мусором со всего мира, то никогда не сможете освободиться. Вот я и говорю, что всему этому подчинено 95% вашей жизни. 

В Бхагавад-гите Кришна объяснил, что такова дхарма человеческого ума. Он по своей природе «чанчал», то есть неусидчив и находится в постоянном движении. Так как же его контролировать? Для этого его нужно на чём-то сфокусировать. Бхагаван говорит, что когда вы садитесь в свою садхану, ум начинает блуждать по сторонам. Отпустите его, пусть себе идёт, но обязательно верните назад. А сможете ли вы освободиться, если отпустите ум, позволяя ему задерживаться на всём подряд? Нет, потому что ум там и останется. Он будет строить отношения с тем, за что зацепится, и тогда освобождения вам не видать. Поэтому важно чётко отслеживать, когда ум куда-то убегает. Не останавливайте его, пусть бежит, потому что если остановите, будет трудно удержать. Отпустите, но верните назад. И не втягивайтесь в его игры: он вас одолеет. 

Сидя в садхане, вы поразительным образом воспринимаете две личности: личность ума, который находится в постоянном движении, а также личность, наблюдающую за этим постоянным движением. Так кто же вы на самом деле? Получилось определить? Вы – блуждающий ум? Или вы – тот, кто осознаёт беготню мыслей? Кто из них вы? Какую из двух личностей вы выбираете? Спокойную, которая наблюдает за умом, или мятущуюся из стороны в сторону? Выбор за вами. 

Когда некто гонится за вами с ножом, кто-то другой может преградить ему дорогу и остановить. Если вас преследует убийца, есть шанс, что на его пути встанет ваш спаситель. Но если и жертва, которая убегает, и убийца, который догоняет – это вы сами, то кто же сможет вам помочь? Никто. Остановитесь! Мы тратим время на обдумывание стольких бесполезных мыслей. А потом, страдая от всего этого, ещё и удивляемся, откуда берутся эти муки. Мы недоумеваем, отчего наше существование становится жалким, и мы не достигаем желаемого. Проанализируйте свою жизнь и будьте самими собой, потому что игры вашего ума могут только довести до сумасшествия.  

Джай Гурудев!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *