Сатсанг с Гуруджи в саду ШПН 03 августа 2020

Джай Гурудев!

Прежде всего желаю счастливого Ракша Бандхан. Вы, правда, скорее всего не знаете, что это такое. Это фестиваль, посвящённый, в основном, братьям и сёстрам. Но не только им. Это праздник взаимосвязи, взаимоотношений между людьми. «Ракша» значит «защита», а «бандхан» – «связывать», то есть «защитная связь». Это напоминание о том, что у людей есть определённые обязательства, и мы должны ценить эту связь, которую выстроили. Не следует принимать эти взаимоотношения как должное – как это делает большинство современных людей. Сейчас отношения рассматривают как нечто само собой разумеющееся. Но каждая связь сакральная, и эта тайна пронизывает абсолютно все взаимоотношения. Поэтому нужно относиться к ней с почтением.

В этот день сестра повязывает на запястье брата нить. Эта нить символизирует круг: куда бы человек ни отправился, связь между братом и сестрой останется непрерывной. Это вечная связь. Здесь, на западе, люди не ценят семейных уз. Но этот праздник посвящён глубинной связи. Неважно, принимают ли вас близкие таким как есть или нет – но связь между вами существует всегда. Она очень крепка, и однажды вы осознаете, что именно из-за неё родились в конкретной семье. Она символизирует, что вы всегда вместе. Что бы ни случилось, и каким бы вы ни были, вы неизменно будете рядом с теми, кого любите. 

Вот что такое Ракша Бандхан. Это праздник не только братьев и сестёр, но и настоящих друзей. Но многие ли понимают значение настоящей дружбы? Иногда дружба убивает, это тоже допустимо ради выполнения дхармы. В субботу мы отмечали день дружбы, и все присылали мне сообщения с пожеланиями счастливого дня друзей. Скажу одно: настоящий друг – огромная редкость. На нашем пути встречается много людей, но друзей очень-очень мало. Люди называют друзьями даже тех, кто «дружит» с ними в Facebook – их там могут быть тысячи, но ведь они на самом деле не друзья. Они просто говорят вам то, что вы хотите слышать, а вы думаете, что они собрались ради вас, забывая о своих близких, настоящих друзьях, всегда готовых прийти на помощь. Следует глубже понимать и дружбу, и взаимоотношения. Этой цели и служит Ракша Бандхан. 

Один из самых прекрасных примеров настоящей дружбы – дружба Кришны и Судамы. Большинство из вас знает их историю. Бхагаван понимает всю глубину отношений. Он жил в разлуке с Судамой много лет, но услышав, что тот стоит за воротами, не колеблясь ни мгновения велел его впустить. В тот момент Кришна играл с женой в кости, но ни на секунду не замешкался, всё бросил и как сумасшедший помчался навстречу другу. Рукмини не поняла, что случилось, и только удивлённо смотрела Ему вслед. Он – Владыка вселенной, и отношения с Ним есть абсолютно у всех, но ни к кому Он так не бежал! Он не кидался с такой поспешностью ни к одной из Своих многочисленных жён, которые Его только и ждали! Рукмини была когда-то обручена с другим, и чтобы Кришна её выкрал, ей пришлось писать Ему письмо. А тут Его зовёт кто-то с улицы, и Он бежит на зов сломя голову, только услышав его имя! Что же это за дружба такая? Что же это за взаимоотношения? Насколько дорог должен быть Господу тот, ради кого Он всё бросает и мчится к нему навстречу? Это – бхакти. И ничто другое с ней не сравнится. Что бы ни давал бхакта своему возлюбленному Господу, Он всё это с радостью примет. Когда Судама пришёл ко дворцу Кришны, тот выбежал к нему, провёл в тронный зал, усадил на собственный трон и омыл слезами его стопы. Вот что такое настоящая бхакти, которую высоко чтит Сам Господь! 

Люди относятся к своим взаимоотношениям только как к спектаклю в материальном мире. Но они намного глубже. Сердце Бхагавана тает, Он жаждет этих отношений, и ничто не может Его удержать – Его влечёт эта Любовь. А когда люди говорят о своих взаимоотношениях, разве от этого тают их сердца? Нет, они не тают; они остаются прежними. Их глаза не увлажняются, они не проливают ни слезинки, в то время как Бхагаван омыл Своими слезами стопы Судамы. Сколько раз ваш муж, жена, подруга или друг плакали о вас? И вообще плакали ли когда-нибудь? Они льют слёзы только по собственным эгоистическим мотивам, когда чего-то не получают, или когда отношениям что-то угрожает. Такова цена человеческих слёз: они всегда вызваны эгоизмом: «Мои отношения рушатся. Муж недостаточно хорош, поэтому бросает меня,» – и люди рыдают. Сколько матаджи и прабху заходится в рыданиях, когда не исполняются их эгоистические устремления! Но в настоящих отношениях человек об этом забывает. Сам Бхагаван забывает о Себе, ставя на первое место эту связь. Я говорил о Фестивале братьев и сестёр, когда сёстры повязывают нити на запястья братьев, тем самым говоря: «Ты всегда будешь рядом со мной».  

Есть ещё одна история – о том, как Бхагаван убил Шишупалу, своего двоюродного брата. Бхагаван сказал Шишупале: «Я прощу сотню твоих ошибок и стерплю от тебя сотню оскорблений, но затем убью». Дхарма не означает молчаливого терпения. Приходит время, когда вам нужно поднять голос. Вы прощаете и молчите, и люди начинают считать вас слабаком. Тогда Юдхиштхира решил провести в честь Кришны великую Раджасуя ягну – в благодарность за то, что тот сделал для Пандавов. Все Пандавы чествовали Господа Кришну, но Шешупала рассвирепел и закричал: «Как вы можете петь хвалу Кришне? Он мог всё изменить, но ничего не сделал!» – и стал оскорблять Кришну разными ругательствами. Кришна оставался безучастным. Когда число ругательств приблизилось к сотне, Он сказал: «Шишупала, Я считаю твои оскорбления. Ты Мне брат. Прошу, остановись». Но конечно, когда человек погружён в невежество и заблуждение, он не может остановиться. Даже когда Сам Господь чётко и ясно велит прекратить, слепота и искажённый образ мышления не дают Его услышать. Когда Кришне было брошено последнее, сотое оскорбление, он направил на Шишупалу Сударшана-чакру, и та отрезала его голову. При этом Кришна поранил собственный палец. Увидев это, Драупади не раздумывая разорвала своё сари, чтобы забинтовать рану. В любой ситуации, что бы с ней ни случалось, её лучший друг Кришна всегда был рядом. Когда Драупади собирались раздеть, Он спас её по первому зову. Когда Дурваса пришёл в лесное пристанище Пандавов и попросил накормить всех своих учеников, у Драупади не было ни крошки. Но тут же на выручку явился Кришна. 

Вот что символизирует и прославляет Ракша Бандхан. Это напоминание о ваших взаимоотношениях с Господом; напоминание о связи с Ним вашей Атмы. Его обязанность состоит в том, чтобы дать вам освобождение от круговорота рождений и смертей, а ваша в том, чтобы предаться Ему. Это напоминание о вашей вечной связи со Всевышним. Так что сегодня мы чествуем не только братьев и сестёр. Цель этого праздника – напомнить всем людям, для чего мы сюда пришли. Мы кружимся в этом круговороте и стремимся к счастью, но находим ли его? Мы ищем его в X, Y, Z – и что, находим? Мы ищем счастья в материальных вещах, но разве находим? В чём состоит это счастье, к которому вы стремитесь? И где его найти? Это напоминание о том, что Бхагаван велел найти источник этого счастья. Слабый ум вовлекает вас во множество драм и заставляет считать, что невозможно жить только для Бога. Многие жалуются: «Свамиджи, это так сложно!» Всё потому что вы думаете, что будете счастливы в зависимости от кого-то другого. Но разве вы в действительности счастливы? Не видел ни одного счастливого человека из тех, кто от кого-то зависит. Вспомните о своих отношениях с Бхагаваном и возвысьте ум, чтобы в вас проснулось глубокое и интенсивное стремление к Нему. Это непросто, и для этого нужна ваша воля. 

Сегодня один человек написал мне о том, что с Богом трудно выстроить взаимоотношения. Ранее мы говорили о Шабари, и тот человек спросил, сомневалась ли она хоть раз в том, что однажды встретит Господа Раму. Ведь всю свою жизнь она ждала только одного – исполнения обещания её Гуру, который сказал: «Ты встретишь Самого Всевышнего. Он придёт к тебе,» – и всё, больше ни слова! Но закралась ли у неё хоть тень сомнения в его словах? Если бы она хотя бы однажды почувствовала хоть малую толику сомнения, Рама никогда бы её не навестил. С этой неуклонной верой она стремилась к единственной цели, которой был Рама. 

Скоро наступит ещё один благословенный день, когда в храме Рамы будет проводиться Бхуми-пуджа. На протяжении 500 лет храм в месте Его рождения был осквернён исламскими войсками. Они его разрушили, а на его месте построили мечеть. Но все эти годы преданные продолжали поклоняться Господу на улице, в месте Его явления. И в прошлом году, после 70 лет судебных разбирательств, ими была одержана победа. Через два дня там будет проведена первая Бхуми-пуджа, молитва Земле. Тогда же будет заложен первый камень и начнётся строительство. После сотен лет разрухи этот храм Господа Рамы будет восстановлен. Так и ваш внутренний храм жизнь за жизнью ждёт восстановления. Этот храм знаменует собой взаимоотношения, которые вы строите с Богом у себя внутри. Они строятся не снаружи, не во внешнем мире. Во внешнем мире мы самовыражаемся. Но если внутри пустота, построить ничего не удастся. Если ум блуждает по сторонам, вы ничего не услышите. Так что это напоминание о ваших отношениях с Ним. Он способен напомнить об этом всему человечеству. А человечество способно забыть об этой связи. Каждый год мы празднуем Ракша Бандхан, и каждый год прославляем эти отношения, эту связь, но помним о ней ровно один день. Когда люди приезжают в ашрам, они очень духовно возвышенны. Но стоит выйти за ворота, как они возвращаются к своему обычному состоянию. Так или нет? Да, так и есть. Поэтому очень важно продолжение… Делайте свою садхану непрерывно и всегда помните о Бхагаване. Тогда и произойдёт трансформация. 

Джай Гурудев!   

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *